Архитектурные памятники

Архитектурные памятники

Спасская церковь

с. Вяз

Когда-то этот храм называли Вязовской Спасской церковью, и считалась она одной из красивейших в губернии—среди сельских, и одной из древнейших. Разрешение на постройку здесь деревянной церкви было получено от митрополита Ионы еще в 1695 году. Позднее она дважды перестраивалась: еще раз из дерева и в 1783 году—из кирпича. И всякий раз строили на народные деньги.

В 1939 году на Спасскую церковь начались гонения. Она была очищена от золотой и серебряной утвари.

Поставлен в 1983 году на охрану государством. В акте обследования (1993 год) проверяющие записали: «...состояние храма удовлетворительное». Хотя к тому времени жесть на куполах истлела, кровли между основной колокольней и основной церковью не было, кровля полуразвалилась, лестница внутри церкви рухнула.

В томе «Энциклопедии земли Вятской», посвященном архитектуре, написано: «...Входная часть Спасской церкви с. Вяз (1773-1783) своей усложненностью напоминает устюжские образцы...». То есть речь идет одновременно и о древности храма и о его особой архитектуре, отличающейся чудесной резьбой по камню, внешней красотой.

Троицкая церковь

с. Кстинино

Свято-Троицкая церковь села Кстинино К-Чепецкого района – памятник архитектуры. Правый придел – в честь архангела Михаила, левый – в честь святителя и чудотворца Николая, средний – в честь иконы Иверской Божией Матери. Архангельский погост в Кстинино в Березовском стану впервые упоминается в 1615 году в Дозорной книге князя Звенигородского. 1683 год – вятский архиерей Иона благословил строительство большого белокаменного храма. Через 10 лет, как он был построен. 1856-1860 годы – Кстиниский храм стал называться Свято-Троицким. Автор и заказчик. История не сохранила имен искусных строителей храма, но можно предположить имя вероятного жертвователя, чей вклад в строительство был решающий: Гавриил Петрович Машковцев (купец из с.Кстинино, родоначальник многочисленной ветви богатых вятских купцов и заводчиков, таможенный глава г.Хлынова, построивший в нем на свои средства Царево-Константиновскую церковь). Формы и отдельные элементы декора идут от нарышкинского барокко. Ярусность на фасадах четверика подчеркнута введением во втором ярусе новых элементов: спаренных полуколонок, разделенных зубцом. Южный фасад декорирован значительно богаче северного. Живописные оконные наличники здесь завершаются сложными или несколько упрощенными кокошниками. Оконные проемы в апсиде оформлены также, как окна на южном фасаде четверика. В сопряжениях полукружий здесь поставлены колонны, а под довольно простым карнизом пущен аркатурный пояс, подчеркнутый валиком.

Знаменско-Богородицкая церковь

с. Пасегово

Село Пасегово было основано в первой половине 17 века и упоминается уже в 1654 году в переписной книге писца Караулова. Быстрый рост населения и близкое расположение Хлынова. Откуда можно было пригласить редких ещё в то время мастеров каменных дел, позволили прихожанам в начале 18 века начать строительство кирпичной Знаменско-Богородицкой церкви, ныне являющейся памятником архитектуры. Все без исключения библиографические источники датируют окончательное построение церкви 1726 годом. По объёмно-планировочному решению и характеру декора холодная Знаменско-Богородицкая церковь относится к определённому типу памятников московского барокко

Дату постройки колокольни можно указать лишь приблизительно. Это может быть любой год с 1767 по 1782 года. В 1817 году решают строить новый теплый придел. В ноябре 1818 года был подготовлен, а несколько позднее освящён во имя Св.Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова правый придел новой церкви. Спустя три года, в ноябре 1821 года, освятили и левый придел. В начале второй половины 19 века духовенство затевает новые работы по благоустройству и увеличению площади трапезной. В 1855 году в церкви позолотили иконостас, а в 1858 году было решено начать ещё одно расширение тёплой церкви и устройство новой церковной ограды. В начале ХХ века были сооружены два каменных пристроя с южной и северной сторон первого яруса колокольни.

Николаевская церковь

с. Пыжа

В 1695 году в десятильном списке церквей Вятской епархии упоминается село Пыжъ с деревянной Николаевской церковью. В 1738 году по инициативе Василия Рудина, посадского человека из города Хлынова, и с разрешения Вятского епархиального управления начато строительство новой церкви во имя святого Иоанна Богослова вместо ветхой деревянной. Строительство велось 7 лет, и каменная церковь была освящена 26 октября 1745 года протоиереем Вятского Свято-Троицкого собора Никоном. В 1840 году начато строительство новой каменной церкви. Холодная церковь была построена в 1854 году, теплая – в 1867 году. В церкви было устроено три престола: в холодной – во имя Иоанна Богослова, в теплой правый – во имя святителя Николая Чудотворца, левый – во имя преподобного Феодосия Тотемского. В 1879г. церковь была обнесена каменной оградой. В 1888-1892 годы Никольская церковь была значительно перестроена и расширена. В холодной церкви было устроено еще два престола: северный – в честь Казанской иконы Божией матери, южный – во имя святого благоверного князя Александра Невского. Приходское училище для мальчиков (первая школа в селе) было открыто при Николаевской церкви 20 марта 1838 года. На церковные деньги селяне выстроили для училища собственное здание. Желающих обучаться поначалу было немного, всего 8 человек. В 1843 году в училище обучалось 29 мальчиков, был один учитель и два его помощника. К 1849 году Пыжинское училище посещали уже 47 мальчиков. В начале 1870-х годов в селе было построено двухэтажное каменное здание, в котором весь верхний этаж был предоставлен училищу. В начале XX века село было центром третьего благочиннического округа Вятского уезда. В округ входили приходы сел Александровсое, Верхопросницкое, Волминское, Волчевское, Каринка, Минеевское, Просница, Ржаной Полом, Селезенево, Усть-Чепецкое, Филипповское, Чепецко-Ильинское. 11 июня 1916г. церковь посетил епископ Вятский и Слободской Никандр и отслужил здесь литургию. С 2004 года ежегодно в заговенье на Петров пост отмечается день села. У стен церкви совершается молебен о здравии, который служат священники Всехсвятской церкви Кирово-Чепецка.

Село расположено примерно посредине между д. Чувашаши и с. Филлипово, немного в стороне от дороги. Поворот не обозначен, но церковь можно увидеть прямо с дороги, так что мимо проехать трудно. Уцелело только одно из зданий церкви, на его стенах и куполе сохранилась красивая роспись. По окружности купола можно прочесть слова молитвы: “Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века”. Уцелел и крест, возвышающийся над зданием.

Деревянная часовня

с.Фатеево

В 1763 году началось строительство церкви в селе. За 5 лет церковь была построена. В 1768 году при царствовании царицы Екатерины II, церковь была включена в число действующих. Служителей церкви в то время было 5 человек, а церковный приход обслуживал 30 деревень.

К Богородицкой церкви была приписана Деревянная часовня при селе. Это одна из немногих часовен, сохранившихся на территории Кировской области до наших дней. Была построена в 1870 г. Усердием Салтыковского сельского общества. Разрешение на ее возведение дал сам император Александр II, а сообщил об этом министр государственных имуществ 30 июня 1866 г. Часовня была поставлена местными крестьянами в память «об избавлении Государя Императора Александра II от руки злодея 4 апреля 1866 г.». Убранство часовни составляли две иконы: святого благоверного великого князя Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца.

В 1912 году была проведена перепись, по этой же переписи в селе Просница (ныне село Фатеево) была церковь с часовней, в ней работало 2 священника, псаломщик и дьякон.

Вознесенская церковь

с.Каринка

Первое упоминание о селе Каринка относится к 1674 году, когда на месте лесного массива была построена деревянная церковь. А предшествовало этому прошение жителей слободки Филлиповки Чепецкого стана Рылова Логинко Борисовича со товарищами к епископу вятскому и Великопермскому Александру разрешить «в том лесу воздвигнуть тёплую церковь во имя Архангела Божьего Михаила над речкою Каринкою.

Через 70 лет, в 1746 году, вместо деревянной церкви была построена каменная тёплая церковь, в том же году она была освящена, а шестнадцатью годами позднее (1765) построен новый холодный храм во имя вознесения господня. Иконы во вновь построенном храме писали местные живописцы - Иван Котленцов и Гавриил Петнин. Деревянная же колокольня просуществовала до конца 17 века и стала приходить в ветхость, поэтому15 июля 1795 года священник Вознесенской церкви Тимофей Мышкин и выборный крестьянин Яков Дресвянников просили православнейшего Лаврентия дать благословение на постройку новой каменной колокольни. Изготовление кирпича для колокольни происходило на месте под руководством Фёдора Зорина. Кладку колокольни производил мастер каменных дел из Котельнического уезда - Ермолай Спицын по проекту губернского архитектора - Ф.М. Рослякова. Строительные работы продолжались 8 лет с 1793 по1801 г., отделлочные работы заняли весь летний сезон 1801 года.

Колокола на колокольню для Вознесенского храма, а их было 13, лили знаменитые вятские колокольных дел мастера - братья Бакулевы. Самый большой колокол весил 208 пудов и5 фунтов (3292 кг) был отлит в 1819 году в городе Слободском Алексеем Ивановичем Бакулевым, на нём образ спасителя архангела Михаила. Храм был освящён в 1848 году протоиреем Ржанополомского села Василием Малётиным.

Следующий строительный период относится к концу 19 столетия. Тёплый храм стал тесен для нужд разросшегося прихода. По наказу прихожан в 1879 году был составлен проект на расширение предельной церкви и устройство перехода, который должен был соединить отдельно стоящую колокольню и здание церкви (архитектор Максимович). В 1899 году проект архитектора Максимовича был дополнен архитектором И. А. Чарушиным. В апреле 1900 года согласно проекта были начаты работы под руководством мастера каменных дел Кирилла Фёдоровича Задорнова. В июне того же года строительство было закончено с пристройкой с северной стороны помещения для усыпальницы. В том же году приделы тёплого храма были освящены.

На содержании духовенства в 1856 году было отведено123 га земли. Числилось прихожан мужеского пола 3471 человек, женского - 3779 человек. Приходу принадлежало 76 селений, которые располагались от 1 до 12 вёрст от церкви.

Параллельно со строительством церкви велись подготовительные работы по строительству церковной ограды. Работы начались в 1816 году под руководством местного каменщика Фёдора Тюрина. Кирпич изготовлялся на месте Фёдором Тюриным и Л.Скопиным. В 1823 году церковная ограда была выложена, с севера и юга от колокольни в западной линии ограды воздвигли палатки (магазины). Почти до конца XIX века решётки ограды были деревянными, и только в августе 1892 года указом духовной Консистории было разрешено сделать железную решётку на средства из духовной казны. Тогда же в ограде выстроили часовню.


Возврат к списку

Версия для людей с ограниченными возможностями
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении